Сәлеметсіз бе, Қонақ
Қолданушының аты Құпия сөз: Мені есте сақта
  • Страница:
  • 1

ТАҚЫРЫП: Эссе на тему: "«Моё видение дифференцированного подхода в обучении младших школьников в условиях современной государственной политики и

Эссе на тему: "«Моё видение дифференцированного подхода в обучении младших школьников в условиях современной государственной политики и 2 years 11 months ago #2595

  • Светлана
  • Светлана's Avatar
  • САЙТТА ЖОҚ
  • Новый участник
  • Сообщений: 2
  • Атағы: 0
ЭССЕ НА ТЕМУ «МОЕ ВИДЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ПЕРЕХОДА НА ОБНОВЛЁННУЮ ПРОГРАММУ ОБРАЗОВАНИЯ»

Вешкина Светлана Александровна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа № 10 им. Н.К. Крупской» г. Петропавловска
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности.
Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.
«Бегут, меняясь наши лета,
Меняя всё, меняя нас!»
А.С. Пушкин
Времена тоже меняются…А у тех, кто не смотря на все перемены в обществе, в политике, остался верным своему делу, неизменным остаётся только одно – профессия УЧИТЕЛЬ. Но и мы, учителя начальных классов, направляем свою педагогическую деятельность в соответствии с требованиями современного общества, политики государства. Обновление содержания школьного образования в Республике Казахстан выдвигает в качестве актуальной задачи …. Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти.
Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.
Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода.
Один их путей индивидуального подхода – дифференциация обучения. Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является типической, т.е. характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход может осуществляться к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями. В педагогике такой подход называется дифференцированным. Он ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с отдельными учащимися.
Задачи дифференцированного обучения (слайд 4)
Использование дифференцированных заданий в различных звеньях обучения позволяет решать следующие задачи:
1) обеспечить возможность углубления, систематизации и обобщения знаний и умений;
2) стимулировать развитие познавательной самостоятельности школьников;
3)содействовать выравниванию знаний и умений учащихся. Дифференцированные задания по курсу изучаемого предмета целесообразно использовать при изучении нового материала, при проверке знаний учащихся, при закреплении знаний, при подготовке домашнего задания.
Самостоятельная учебная работа в школе и дома - это два взаимосвязанных этапа, которые дополняют друг друга. При составлении домашних заданий так же необходимо осуществлять дифференцированный подход, планировать задания различной степени трудности и различного объема с учетом реальных возможностей и интересов учащихся.
Для облегчения работы учителя и учащихся, рекомендуется составить сборник дифференцированных заданий, в котором вопросы и задания должны быть сгруппированы по отдельным разделам, в каждом из которых представлены задания базового и продвинутого уровня. В базовый уровень входят задания для учащихся со средним и низким уровнем обученности, в продвинутый, соответственно, - задания для сильных учеников. В базовом уровне задания для групп учеников с разным уровнем обученности рекомендуется показывать различным шрифтом: для слабых - курсивом, для средних - обычным. Задания для учащихся с разным уровнем устойчивости познавательного интереса показывать различными значками.
 Положительные стороны дифференцированного обучения (/слайд 5/)
 сильным учащимся можно уделить время;
 слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
 повышается уровень Я-концепции
(ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);
 повышается уровень мотивации у сильных учеников
Отрицательные стороны дифференцированного обучения (<Cлайд 6>)
• слабые не имеют возможности тянуться за сильными;
• понижается уровень мотивации в слабых группах
Дифференцированным считается учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.
Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников: (<Cлайд 7>)
1. Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение).
Предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями.
Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов. В средней школе обычно организуются профильные классы с учетом проектируемой профессии, интересов, склонностей учащихся. В начальной школе создаются классы для детей с трудностями в обучении.
Таким образом, внешняя дифференциация бывает профильная и уровневая. Профильная означает создание профиля обучения, уровневая – учет уровня развития учащихся.
2. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы).
Предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.
Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов: (Слайд 8)
1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы
2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную дают разноуровневые контр. работы)
3. Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.
4. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
5.Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока
6. Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер диф. заданий.
Новая модель содержания образования Республики Казахстан основывается на принципах внутренней дифференциации. Организация внутренней дифференциации требует отбора по каждой теме разноуровневого содержания, что требует творческого подхода к своей деятельности. В содержание войдёт не только сумма знаний информационного характера, но и сам процесс добывания знаний, т.е. содержание перейдёт от источника информации в средство активной познавательной деятельности.
На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом.
Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений.
Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока
Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трёх вариантах, устные указания.
Например, ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания, а затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных третьей группе. Таким образом, все учащиеся знают, как выполняется задание, и проверка обогащает знания детей второй и первой групп.
Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер диф. заданий.
При использовании дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического контроля проводится учет выполнения работы учащимися (фиксация ошибок, затруднений), определяется динамика развития.
В соответствии с этим изменяются состав групп и характер диф. заданий.
Распределение по группам не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала задания для учеников, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым они от урока к уроку достигают всё более высокого уровня овладения знаниями, продвигаются вперед.
Способы дифференциации учебной работы (< слайд 8 >)
Способы дифференциации предполагают:
• дифференциацию содержания учебных заданий
- по уровню творчества
- по уровню трудности
- по объёму
• использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется
- по степени самостоятельности
- по степени и характеру помощи учащимся
- по характеру учебных действий.
Обычно используются различные способы дифференциации в сочетании друг с другом.
Задания по выбору учащихся (< Cлайд 9 >)
«Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора». Ш.А. Амонашвили.
Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Ученики сами определяют, какой вариант будут выполнять.
Возможно применение игровых приемов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания.
Создание ситуации выбора
- Перед вами корабли, которые попали в шторм. Нужно их спасти, для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблём. Выберите, какой корабль будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, полегче средний, ещё проще – маленький.
Но даже если будете спасать маленький корабль, всё равно будет польза.
Каждый ученик выбирает один вариант. Если он ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант.
Игровая ситуация может изменяться (Строим дом, спасаем бегемота – рисунки разного размера).
Дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Ещё до начала работы ученику надо оценить свои возможности в его выполнении.
Целесообразно постепенно усложнять оценочную ситуацию (учитель не сообщает, какие задания проще – труднее, не использует рисунки – уч-ся сами оценивают уровень сложности и свои возможности)
Ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации. Особенности уч. мотивации можно учитывать при подборе заданий.
Так, карточки с математическими заданиями помещаются в конверты, а учащимся сообщается, что можно выбрать задания из любого конверта. Каждая группа заданий (конверт) мотивирована на детей с преобладанием какого-либо вида учебного мотива.
Например, на одном конверте красочная картинка – задания при этом самые обычные из учебника. Во второй конверт помещаются задания, которые можно выполнять в паре, группе. В третьем конверте- творческие, нестандартные.
Обычно задания из первого конверта выбирают дети, для которых важна внешняя атрибутика, у них преобладает эмоциональная мотивация, второй конверт предназначен для детей с преобладанием социальных мотивов, третий – для тех детей, у которых уже имеются познавательные мотивы.
Дифференциация учебных заданий (< слайд 10>)
Как же организовать на уроке работу над задачей, чтобы она соответствовала возможностям учащихся? Психологи выделяют уровни умения решать задачи.
Низкий уровень. Восприятие задачи осуществляется ученикам поверхностно, неполно. При этом он вычленяет разрозненные данные, внешние, зачастую несущественные элементы задачи. Ученик не может и не пытается предвидеть ход её решения. Не поняв, как следует, содержания, ученик уже приступает к её решению, которое чаще всего оказывается беспорядочным манипулированием числовыми данными.
Средний уровень. Восприятие задачи сопровождается её анализом. Ученик стремится понять задачу, выделяет данные и искомое, но способен при этом установить между ними лишь отдельные связи. Из-за отсутствия единой системы связей между величинами затруднено предвидение последующего хода решения задачи. Чем более разветвлена эта сеть, тем больше вероятность ошибочного решения.
Высокий уровень. На основе полного всестороннего анализа задачи ученик выделяет целостную систему взаимосвязей между данными и искомым. Это позволяет ему целостное планирование решения задачи. Ученик способен самостоятельно увидеть разные способы решения и выделить наиболее рациональный из возможных.
Поэтому для эффективности обучения решению задач необходимо учитывать исходный уровень сформированности этого умения у ученика. Для того, чтобы организовать разноуровневую работу над задачей в одно и то же время, отведённое для этого на уроке, уместно использовать индивидуальные карточки — задания, которые готовятся заранее в трёх вариантах (для трёх уровней). Карточки содержат системы заданий, связанные с анализом и решением одной и той же задачи, но на разных уровнях. Предлагая ученику вариант оптимального для него уровня сложности, осуществляется дифференциация поисковой деятельности при решении задачи. Из этических соображений степень сложности указывается номером варианта (или *) в углу карточки.
Задача. «От двух пристаней, расстояние между которыми 117 км, отправились одновременно навстречу друг другу по реке два катера. Один шёл со скоростью 17 км/ч, другой — 24 км/ч. Какое расстояние будет между катерами через 2 часа после начала движения?»
1 уровень.
1. Рассмотрим чертёж к задаче и выполним задания.
17 км/ч? 24 км/ч
117 км/ч
А) Обведи карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное первым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние.
Б) Обведи ручкой отрезок, обозначающий расстояние, пройденное вторым катером.
В) Рассмотри отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя катерами за это время. Вычисли это расстояние.
Г) Прочитай вопрос задачи и обозначь на чертеже отрезок, соответствующий искомому. Вычисли это расстояние. Напиши ответ.
2. Рассмотри ещё раз решение.
3. Проверь себя! (Ответ:35 км).
У данной задачи есть более рациональный способ решения. Он предполагается, как дополнительное задание рассмотреть решение.
Дополнительное задание.
4. Запиши пояснения к каждому действию и вычисли ответ.
1. 17 +24 =...

2.... * 2 =...

3. 117 —... =
Ответ:...
2 уровень.
1. Закончи чертёж к задаче. Обозначь на нём данные и искомое.
2. Рассмотри рассуждение от данных к вопросу. Укажи на нём последовательность действий и арифметические знаки каждого действия:
17 км/ч 24 км/ч
?
Скорость сближения 2 ч
Расстояние, пройденное?
Двумя катерами 117 км
Расстояние между катерами.?
3. Пользуясь рассуждением, запиши план решения задачи.
4. Запиши решение задачи:
А) по действиям;
Б) выражением.
Ответ:...
5. Проверь себя! Сопоставь ответы, полученные разными способами.
3 уровень.
1. Сделай чертёж.
2. Пользуясь чертежом, найди более рациональный способ решения.

3. Запиши решение задачи:
А) по действиям;
Б) выражением.
Ответ:...
Дополнительное задание:
4. Узнай, какое расстояние будет между катерами при той же скорости и направлении движения через 3 ч? 4 ч?
Важным является вопрос об организации работы на уроке. Благодаря тому что варианты заданий приспособлены к возможностям учащихся, а печатная форма предъявления задания снимет сложности, связанные с оформлением, на уроке может быть организована самостоятельная работа учащихся. Во время этой работы есть возможность оказывать индивидуальную работу отдельным учащихся.
Но возможны и другие варианты. Например, по мере надобности учитель может руководить работой учащихся одного из уровней, в то время как другие работают самостоятельно.
Может быть организована и групповая работа учащихся на уроке. При этом дети каждой группы обсуждают и выполняют задания совместно. Состав таких групп может быть как одноуровневым, так и разноуровневым, в зависимости от целей, которые ставит учитель в этой работе. В конце урока работы учащихся собираются учителем для проверки.
Решая одну и ту же задачу, создаётся благоприятное условие для обсуждения её сразу же после её решения. Это, с одной стороны, служит необходимой обратной связью для учителя, который получает таким образом общее представление о выполнении работы учащимися уже на уроке. С другой стороны, обратная связь осуществляется и для ученика. Он ещё помнит, какие имел трудности и сомнения, и получает либо подтверждение, либо опровержение своей деятельности и результатов. Кроме того, в ходе обсуждения результатов работы ученик имеет возможность увидеть деятельность более высокого уровня, чем тот, на котором он работал. Таким образом, учащиеся не ограничиваются рамками предлагаемого им уровня.
Работа над текстовой задачей на уроке с помощью карточек, описанных ранее, органично вписывается в ход урока, удобна в организации, повышает самостоятельность учащихся и позволяет у них формировать умение решать текстовые математические задачи на доступном уровне сложности, — это совершенствует обучение решению задач учащихся начальных классов.
Так же дифференциацию использую на уроках познания мира. Карточки-тесты, составленные по всем темам и разделам, содержат задания разного уровня сложности и степени подсказки по каждой теме могут быть использованы на разных этапах учебного процесса:
1. Для предварительной проверки перед началом изучения новой темы. Это поможет учителю выяснить, в каком объёме учащиеся уже знают данный материал, на какие вопросы необходимо обратить внимание на уроках для более глубокого усвоения материала.
2. Для итоговой проверки, которая проводится в конце изучения каждой темы или раздела. Её задача - выявить результаты обучения, качество знаний. Например, Познание мира, 1 класс:
Органы травянистых растений.

Уровень 3. ПОДПИШИ НАЗВАНИЯ ОРГАНОВ РАСТЕНИЯ И СОЕДИНИ С СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ЧАСТЯМИ НА РИСУНКЕ







Органы травянистых растений.

Уровень 2. ПОДПИШИ НАЗВАНИЯ ОРГАНОВ РАСТЕНИЯ








Органы травянистых растений.

Уровень 1. СОЕДИНИ НАЗВАНИЯ ОРГАНОВ РАСТЕНИЯ С СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ЧАСТЯМИ НА РИСУНКЕ


СТЕБЕЛЬ

ЦВЕТОК

КОРЕНЬ

ЛИСТ

ПЛОД


Плоды
Уровень 3. ПОДПИШИ НАЗВАНИЕ ПЛОДА, ЕГО ВИД
__________ ___________ ___________
__________ ___________ ___________
_________ ___________ __________ Плоды
Уровень 2. ПОДПИШИ НАЗВАНИЕ ПЛОДА, ЕГО ВИД, УСТАНОВИВ СООТВЕТСТВИЕ
__________ ____________ ___________
СУХОЙ СОЧНЫЙ ОДНОСЕМЯННОЙ
МНОГОСЕМЯННОЙ Плоды
Уровень 1. ПОДПИШИ НАЗВАНИЕ ПЛОДА, ОПРЕДЕЛИ ЕГО ВИД, ОТМЕТИВ НУЖНОЕ

___________ _______ ___________
А) СУХОЙ А) СУХОЙ А) СУХОЙ
СОЧНЫЙ СОЧНЫЙ СОЧНЫЙ
Б) ОДНОСЕМ. Б) ОДНОСЕМ. Б)ОДНОСЕМ
МНОГОСЕМ. МНОГОСЕМ МНОГОСЕМ


Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать больших успехов. Личностно-ориентированный подход - главная идея в программе гуманизации современного образования. Важным аспектом является осуществление индивидуального дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.
Соңғы өзгерту: 2 years 11 months ago Төлиелер: Светлана. Себебі: не вижу вложения
Администратор жалпыға хабар жазуға тиым салған
  • Страница:
  • 1