«Бөбек» ҰҒПББСО 20 жылдығына орай «Білім беру ұйымдарында педагогикалық үдерістегі өзін-өзі танудың метапәндік рөлі»

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Блоги групп
    Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
  • Авторизация
    Войти Login form
Самые последние записи

Окно в мир ребенка

 

Сидорова Е. Н.,

учитель самопознания

КГУ «Саумалкольская школа-гимназия №2»,

 Северо-Казахстанская область, Айыртауский район

Helen-alex-08@mail.ru

                                              

      Обретение Казахстаном государственного суверенитета поставило на повестку дня вопросы самопознания: Кто мы? Каковы наши истоки? Что мы ценим? О чем мечтаем? Какие жизненные ценности хотим передать подрастающему поколению? Идея открытости миру наиболее глубоко раскрыта в творчестве великого казахского мыслителя, поэта Абая Кунанбаева. Основу общения и единения он видел в нравственности, человечности, любви и справедливости. Абай был убежден, что человек может быть счастливым лишь тогда, когда его понимают другие и полностью разделяют с ним его душевные стремления. Он говорил о том, что существуют святые понятия, жизненные ценности, с помощью которых строится семья, дом, счастливая жизнь. Однако, на сегодняшний день, существует проблема, когда человеческие качества, жизненные стереотипы обесцениваются. Президент Ассоциации психологов Казахстана Владимир Стеблянко назвал основную причину бракоразводных процессов в Казахстане. По словам специалиста, основной причиной распада браков в стране является падение престижа семьи и ценности семьи как структуры. «Мне часто приходится выступать в судах, на бракоразводных процессах как эксперт-психолог, и я вижу это. Семья — это первоструктура общества, та, из которой вырастает все остальное, на базе которой все остальное формируется. Семья сейчас, к сожалению, относится к второстепенным ценностям. В этом самая главная причина. И очень большая беда», — говорит он. Он отметил, что на данный момент можно заявлять о тенденции к увеличению количества разводов, добавив, что сейчас большинство населения, в первую очередь, задумывается о карьере и материальном благополучии. «У нас почти все взрослое население погружено в мир бизнеса. К нам пришли большие деньги. И сейчас в Казахстане в системе ценностей человека на первом месте материальное благополучие, карьера и власть, а раньше была любовь, которая потом превращается в семью», — считает Владимир Стеблянко. По словам эксперта, с этим нужно бороться, повышая ценность семьи на государственном уровне. Кроме того, в качестве субъективных причин эксперт назвал классическую проблему отцов и детей. «Субъективные причины ощущаются уже на родителях, каждый родитель должен думать о детях в плане подачи своей любви. Родители очень заботятся о детях, но все это выражено в материальном отношении — какой смартфон купить, в какой школе или каком вузе учить, а любовь и воспитание, увы, ушли на задний план», — сказал Владимир Стеблянко.

Кроме этого, в недостаточной мере наблюдается  триединство: школа-родитель-ребенок. Как в той басне Крылова «Лебедь, рак и щука» происходит, когда школа, родители трактуют ребенку каждый свое и тянут его на себя. Все эти факты привели меня, как учителя самопознания, к идее о создании  в школе родительского клуба, который получил название «Тепло семейного очага». Это было в две тысячи десятом году... В две тысячи двенадцатом году, когда я выпускала свое методическое пособие, я уже могла поделиться опытом своей работы.Численность состава клуба была не  ограничена.Помню, что первое занятие с родителями носило ознакомительный характер. Я кратко сообщила о целях, задачах клуба. Родители слушали, вопросов не задавали, воспринимали все как очередную кампанию. Это была «игра в одни ворота».  С активом клуба было разработано положение клуба, определены темы занятий. Деятельность клуба включала в себя просветительское, консультативное, методическое, правовое направления. Казалось, было все! Анализируя деятельность клуба было ясно, что чего то, самого главного не хватает. Не хватало связи с жизнью!  Время шло. Я набиралась опыта. Теперь, как я думаю, мои встречи с родителями стали более живые. Для проведения встреч с родителями я использую видеозаписи фрагментов уроков по самопознанию, где дети рассказывают о чем они мечтают, зачитываю выдержки из их сочинений, демонстрирую их творческие работы. В такие моменты родители по- новому открывают своих детей, видят их с неожиданной стороны. Часто им трудно сдержать слезы...Кроме того, родителям самим предоставляется возможность раскрыть свой творческий потенциал: они рисуют, читают стихи, выполняют творческие задания. То, о чем я говорю на уроках детям, имеет продолжение темы разговора в семье. Я день за днем пересматриваю свою работу  в триединстве школа-семья-ребенок. Есть определенные свежие идеи в этом направлении.

    На сегодняшний момент целью клуба является создание условий для развития личностной зрелости родителей.

 

Основными принципами работы клуба являются:

-доверительный стиль общения;

-общение по принципу «здесь и сейчас»;

-искренность в общении;

-конфиденциальность всего происходящего в группе.

-определение сильных сторон личности;

-недопустимость непосредственных оценок человека;

-активное участие в происходящем;

-уважение к выступающему.

 

Прогнозируемые результаты таковы:

-изменение педагогической позиции родителей во взаимодействии с ребенком;

-появление детско-взрослой развивающей общности.

- выявление абсолютных общечеловеческих ценностей по принципу «Социального взаимодействия».

 

 Пример тем занятий:

-Я и мой ребенок;

-Я- родитель, а это значит...

-Как стать уверенным в себе;

-Как быть с эмоциями..

-Терпение. Нежность. Внимание;

-Счастлив тот, кто счастлив дома (тема конфликтов и путей их решения);

-Общаться с ребенком. Как?

      Надо сказать, что за время существования клуба мы многое пережили: и бурные похвалы, и упреки, и творческие взлеты, и внутренние конфликты. Новые пути ведь гладкими не бывают...

     Курс «Самопознание» обновленного содержания предложил нам пересмотреть свое отношение ко всей деятельности клуба. Сегодня, многое изменилось. Родители на правах союзника,  могут в любое время посетить урок самопознания, наблюдать за  поведением своего ребенка в кругу сверстников.  Они стали относиться к своим детям более внимательно, смотреть на них другими глазами. Я думаю, что еще более эффективно работу клуба организовалась  после прохождения моих курсов в ИПК  по Северо-Казахстанской области. Изучаемые труды великих педагогов направили меня на самообразование, на дальнейшее самосовершенствование. Стоит вспомнить, что  на первых порах работы клуба наблюдалась нейтральная позиция родителей. На сегодняшний момент можно уверенно сказать, что активное участие родителей в работе клуба помогло им:

·         преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

·         относиться к ребенку как к равному;

·         понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми: если он что-то сегодня сделал лучше, чем вчера, нужно радоваться его личностному росту;

·         знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

·         проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;

·         установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

   А что же дети? Какие изменения произошли с ними? Я думаю, на этот вопрос может ответить сама жизнь. По мнению родителей, в суждениях детей появились новые, более широкие понятия о добре, любви, дружбе. При этом родители отмечают, что они перестали стесняться выражать свои чувства любви к старшим. Детям хочется постигать процесс творчества, воплощать свои идеи в реальность.

     На новый учебный год  определена годовая задача на учебный год, намечен совместный план работы.

Планируем:

-организовать вечер вопросов и ответов, в ходе которых провести тренинги, тестирование родителей, обмен мнениями по нравственно-духовному воспитанию в семье;

-провести практическую конференцию с приглашением психолога, медицинского работника и администрации  школы;

-устроить совместное занятие родителей и детей.

      Своим опытом работы я делюсь на страницах периодических печатных изданий, выступаю на педагогических чтениях. Уверена, что работа с родителями  способствует профессиональному развитию учителя самопознания.

       В заключении, хочу прочитать  выдержку из сочинения учащегося  на тему «Если бы я был волшебником»: «Если бы я был волшебником, я бы построил такое волшебное окно, через которое взрослые могли бы УВИДЕТЬ Мир ребенка...»

 

Используемая литература:

1.Журнал «Самопознание kz», №5

2.Журнал«Tengrinews.kz»

 

 

0

Реализация программы «Рухани жаңғыру» в школе.

 

 

b2ap3_thumbnail_1.png

Ануфриева Е. М., Ушакова Н. В.,

учителя начальных классов.

КГУ «Гимназия «БЭСТ" 

СКО, г. Петропавловск

 

«Любят Родину не за то, что велика,

а за то, что она своя».

Сенека

          Мы часто слышим слово патриотизм. А имеем ли мы представление о том, что это такое? И с чего он начинается?

          На территории нашей страны одним из направлений модернизации общественного сознания является работа по формированию чувства патриотизма. Главой государства Н. А. Назарбаевым предложена программа «Тұған жер».Она станет одним из настоящих оснований нашего общенационального патриотизма.

          Мы, педагоги, работающие в школах, уделяем должное внимание этому направлению. Ведь любовь к родному краю и стране очень важно прививать с раннего детства. Патриотизм является определяющей чертой современной личности.

Чувство патриотизма воспитываем в своих учениках не только на уроках, но и на воспитательных мероприятиях.

         Сохранению культуры и традиций народов Казахстана спосо