«Бөбек» ҰҒПББСО 20 жылдығына орай «Білім беру ұйымдарында педагогикалық үдерістегі өзін-өзі танудың метапәндік рөлі»

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Блоги групп
    Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
  • Авторизация
    Войти Login form
Самые последние записи

Окно в мир ребенка

 

Сидорова Е. Н.,

учитель самопознания

КГУ «Саумалкольская школа-гимназия №2»,

 Северо-Казахстанская область, Айыртауский район

Helen-alex-08@mail.ru

                                              

      Обретение Казахстаном государственного суверенитета поставило на повестку дня вопросы самопознания: Кто мы? Каковы наши истоки? Что мы ценим? О чем мечтаем? Какие жизненные ценности хотим передать подрастающему поколению? Идея открытости миру наиболее глубоко раскрыта в творчестве великого казахского мыслителя, поэта Абая Кунанбаева. Основу общения и единения он видел в нравственности, человечности, любви и справедливости. Абай был убежден, что человек может быть счастливым лишь тогда, когда его понимают другие и полностью разделяют с ним его душевные стремления. Он говорил о том, что существуют святые понятия, жизненные ценности, с помощью которых строится семья, дом, счастливая жизнь. Однако, на сегодняшний день, существует проблема, когда человеческие качества, жизненные стереотипы обесцениваются. Президент Ассоциации психологов Казахстана Владимир Стеблянко назвал основную причину бракоразводных процессов в Казахстане. По словам специалиста, основной причиной распада браков в стране является падение престижа семьи и ценности семьи как структуры. «Мне часто приходится выступать в судах, на бракоразводных процессах как эксперт-психолог, и я вижу это. Семья — это первоструктура общества, та, из которой вырастает все остальное, на базе которой все остальное формируется. Семья сейчас, к сожалению, относится к второстепенным ценностям. В этом самая главная причина. И очень большая беда», — говорит он. Он отметил, что на данный момент можно заявлять о тенденции к увеличению количества разводов, добавив, что сейчас большинство населения, в первую очередь, задумывается о карьере и материальном благополучии. «У нас почти все взрослое население погружено в мир бизнеса. К нам пришли большие деньги. И сейчас в Казахстане в системе ценностей человека на первом месте материальное благополучие, карьера и власть, а раньше была любовь, которая потом превращается в семью», — считает Владимир Стеблянко. По словам эксперта, с этим нужно бороться, повышая ценность семьи на государственном уровне. Кроме того, в качестве субъективных причин эксперт назвал классическую проблему отцов и детей. «Субъективные причины ощущаются уже на родителях, каждый родитель должен думать о детях в плане подачи своей любви. Родители очень заботятся о детях, но все это выражено в материальном отношении — какой смартфон купить, в какой школе или каком вузе учить, а любовь и воспитание, увы, ушли на задний план», — сказал Владимир Стеблянко.

Кроме этого, в недостаточной мере наблюдается  триединство: школа-родитель-ребенок. Как в той басне Крылова «Лебедь, рак и щука» происходит, когда школа, родители трактуют ребенку каждый свое и тянут его на себя. Все эти факты привели меня, как учителя самопознания, к идее о создании  в школе родительского клуба, который получил название «Тепло семейного очага». Это было в две тысячи десятом году... В две тысячи двенадцатом году, когда я выпускала свое методическое пособие, я уже могла поделиться опытом своей работы.Численность состава клуба была не  ограничена.Помню, что первое занятие с родителями носило ознакомительный характер. Я кратко сообщила о целях, задачах клуба. Родители слушали, вопросов не задавали, воспринимали все как очередную кампанию. Это была «игра в одни ворота».  С активом клуба было разработано положение клуба, определены темы занятий. Деятельность клуба включала в себя просветительское, консультативное, методическое, правовое направления. Казалось, было все! Анализируя деятельность клуба было ясно, что чего то, самого главного не хватает. Не хватало связи с жизнью!  Время шло. Я набиралась опыта. Теперь, как я думаю, мои встречи с родителями стали более живые. Для проведения встреч с родителями я использую видеозаписи фрагментов уроков по самопознанию, где дети рассказывают о чем они мечтают, зачитываю выдержки из их сочинений, демонстрирую их творческие работы. В такие моменты родители по- новому открывают своих детей, видят их с неожиданной стороны. Часто им трудно сдержать слезы...Кроме того, родителям самим предоставляется возможность раскрыть свой творческий потенциал: они рисуют, читают стихи, выполняют творческие задания. То, о чем я говорю на уроках детям, имеет продолжение темы разговора в семье. Я день за днем пересматриваю свою работу  в триединстве школа-семья-ребенок. Есть определенные свежие идеи в этом направлении.

    На сегодняшний момент целью клуба является создание условий для развития личностной зрелости родителей.

 

Основными принципами работы клуба являются:

-доверительный стиль общения;

-общение по принципу «здесь и сейчас»;

-искренность в общении;

-конфиденциальность всего происходящего в группе.

-определение сильных сторон личности;

-недопустимость непосредственных оценок человека;

-активное участие в происходящем;

-уважение к выступающему.

 

Прогнозируемые результаты таковы:

-изменение педагогической позиции родителей во взаимодействии с ребенком;

-появление детско-взрослой развивающей общности.

- выявление абсолютных общечеловеческих ценностей по принципу «Социального взаимодействия».

 

 Пример тем занятий:

-Я и мой ребенок;

-Я- родитель, а это значит...

-Как стать уверенным в себе;

-Как быть с эмоциями..

-Терпение. Нежность. Внимание;

-Счастлив тот, кто счастлив дома (тема конфликтов и путей их решения);

-Общаться с ребенком. Как?

      Надо сказать, что за время существования клуба мы многое пережили: и бурные похвалы, и упреки, и творческие взлеты, и внутренние конфликты. Новые пути ведь гладкими не бывают...

     Курс «Самопознание» обновленного содержания предложил нам пересмотреть свое отношение ко всей деятельности клуба. Сегодня, многое изменилось. Родители на правах союзника,  могут в любое время посетить урок самопознания, наблюдать за  поведением своего ребенка в кругу сверстников.  Они стали относиться к своим детям более внимательно, смотреть на них другими глазами. Я думаю, что еще более эффективно работу клуба организовалась  после прохождения моих курсов в ИПК  по Северо-Казахстанской области. Изучаемые труды великих педагогов направили меня на самообразование, на дальнейшее самосовершенствование. Стоит вспомнить, что  на первых порах работы клуба наблюдалась нейтральная позиция родителей. На сегодняшний момент можно уверенно сказать, что активное участие родителей в работе клуба помогло им:

·         преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

·         относиться к ребенку как к равному;

·         понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми: если он что-то сегодня сделал лучше, чем вчера, нужно радоваться его личностному росту;

·         знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

·         проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;

·         установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

   А что же дети? Какие изменения произошли с ними? Я думаю, на этот вопрос может ответить сама жизнь. По мнению родителей, в суждениях детей появились новые, более широкие понятия о добре, любви, дружбе. При этом родители отмечают, что они перестали стесняться выражать свои чувства любви к старшим. Детям хочется постигать процесс творчества, воплощать свои идеи в реальность.

     На новый учебный год  определена годовая задача на учебный год, намечен совместный план работы.

Планируем:

-организовать вечер вопросов и ответов, в ходе которых провести тренинги, тестирование родителей, обмен мнениями по нравственно-духовному воспитанию в семье;

-провести практическую конференцию с приглашением психолога, медицинского работника и администрации  школы;

-устроить совместное занятие родителей и детей.

      Своим опытом работы я делюсь на страницах периодических печатных изданий, выступаю на педагогических чтениях. Уверена, что работа с родителями  способствует профессиональному развитию учителя самопознания.

       В заключении, хочу прочитать  выдержку из сочинения учащегося  на тему «Если бы я был волшебником»: «Если бы я был волшебником, я бы построил такое волшебное окно, через которое взрослые могли бы УВИДЕТЬ Мир ребенка...»

 

Используемая литература:

1.Журнал «Самопознание kz», №5

2.Журнал«Tengrinews.kz»

 

 

0

Реализация программы «Рухани жаңғыру» в школе.

 

 

b2ap3_thumbnail_1.png

Ануфриева Е. М., Ушакова Н. В.,

учителя начальных классов.

КГУ «Гимназия «БЭСТ" 

СКО, г. Петропавловск

 

«Любят Родину не за то, что велика,

а за то, что она своя».

Сенека

          Мы часто слышим слово патриотизм. А имеем ли мы представление о том, что это такое? И с чего он начинается?

          На территории нашей страны одним из направлений модернизации общественного сознания является работа по формированию чувства патриотизма. Главой государства Н. А. Назарбаевым предложена программа «Тұған жер».Она станет одним из настоящих оснований нашего общенационального патриотизма.

          Мы, педагоги, работающие в школах, уделяем должное внимание этому направлению. Ведь любовь к родному краю и стране очень важно прививать с раннего детства. Патриотизм является определяющей чертой современной личности.

Чувство патриотизма воспитываем в своих учениках не только на уроках, но и на воспитательных мероприятиях.

         Сохранению культуры и традиций народов Казахстана способствует посещение историко-краеведческих музеев, проведение таких мероприятий как: «День языков народов Казахстана», «Наурыз», «День семьи» и др.

 

 

 b2ap3_thumbnail_2.png

 b2ap3_thumbnail_3.png

 b2ap3_thumbnail_4.pngb2ap3_thumbnail_5.pngb2ap3_thumbnail_6.pngb2ap3_thumbnail_7.pngb2ap3_thumbnail_8.pngb2ap3_thumbnail_9.pngb2ap3_thumbnail_10.png

Формированию у школьников потребности быть защитниками своей Родины, проявлять способность конкурентного состязания с одноклассниками помогают спортивные мероприятия, проводимые ко Дню батыра.

 b2ap3_thumbnail_11.pngb2ap3_thumbnail_12.png

  Воспитанию исторической грамотности, формирование чувства сопричастности с проходившими историческими событиями в годы Великой Отечественной войны способствуют мероприятия, посвященные «9 Мая».

b2ap3_thumbnail_13.pngb2ap3_thumbnail_14.pngb2ap3_thumbnail_15.pngb2ap3_thumbnail_16.pngb2ap3_thumbnail_17.png

 

           Таким образом, патриотизм в школе – это необходимый элемент, с которым ребенок должен встречаться осознано или не осознано на каждом предмете и во внеурочной деятельности. Ведь патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, с любви к малой Родине.

0

Интеграция предмета «Самопознание» с другими дисциплинами

 

Садвакасова А.А.

учитель  самопознания

Аккайынский район,с.Смирново

 Северо-Казахстанская область

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">sadvakasova.anar@mail.ru

 

«Тому, кто не постиг науку добра, всякая наука приносит лишь вред»

М.Монтень

Сегодня, как и во все века и времена люди высоко ценят духовно - нравственную воспитанность. Сейчас, когда в современном обществе происходят глубокие социально-экономические преобразования, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о её молодёжи.

Как подчеркнул Глава государства в своем Послании народу Казахстана «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» - призывает Н.А.Назарбаев казахстанцев.

         Итак, в условиях постоянно изменяющегося мира такая дисциплина как «Самопознание», безусловно, поможет каждому  ребёнку освоить четкие ценностные ориентиры и широкий диапазон поведенческих стратегий для определения и реализации успешной жизненной и образовательной траектории. Поиск оптимальных путей формирования у детей  нравственно-духовных представлений может базироваться в такой области, как интеграция учебных дисциплин.

Идея интеграции заключена в самом предмете самопознания. Об этом говорится в Государственном стандарте РК по предмету «Самопознание»:

«...В современном мировом образовательном пространстве особое внимание уделяется формированию у молодежи целостной картины мира, пробуждению интереса к духовности, нравственности...  Интегрированный предмет «Самопознание», призванный выполнять ключевую роль в образовательном пространстве, закладывает основы гуманистического мировоззрения. Все другие образовательные области становятся частью целостного гуманитарного знания...»

      Занятия, на которых  дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, которые заставляет самостоятельно мыслить и вызывают  совместные переживания , способствует их нравственному воспитанию.

«Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих». 

 Рене Декарт

Интеграция нравственно - духовного образования «Самопознание» в учебно – воспитательный процесс - это прежде всего, выявление нравственно - духовной сущности учащихся. Вечные ценности, такие как любовь, праведное поведение, истина, ненасилие, здоровье, семья, внутренний покой должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учим.

Конечно, интеграция самопознания с другими предметами вызывает затруднения у учителей - предметников. Но в ходе развития современной науки приводит человечество к пониманию существования тесной взаимосвязи между устройством внешнего мира и внутренним миром человека, его мыслями, словами, делами. Интеграция напрямую зависит от мировоззрения учителя. Любовь к своему предмету и к детям, открытое сердце учителя, живой интерес к чему – то новому, стремиться совершенствоваться и познавать свою истинную природу – вот необходимые предпосылки интеграции своего предмета и предмета «Самопознание».

Все чаще и чаще, мы взрослые задаем себе вопрос: - Почему наши дети не хотят учиться? Но в тоже время мы знаем, что дети с рождения любопытные, они хотят узнавать, что - то новое, стремятся исследовать этот мир. Ответ очень прост: дети жаждут знаний, но они жаждут живых знаний.

Самым  важным в процессе обучения является не накопление определенной суммы знаний, а становление достойной личности, обладающей хорошим характером, живущей согласно внутреннему голосу совести.  Образование должно быть ради жизни.

Сегодня необходимо гармоничное развитие двух аспектов образования: – интеллектуального (внешнее, образование для ума) и

нравственно - духовного (внутреннее,  образование для сердца).

Необходимо слить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию.

         Целью  современного урокаявляется   воспитание человека, умеющего позитивно мыслить, стремящегося к самопознанию, обладающего чувством ответственности, терпимого к постоянно меняющемуся миру и способного духовно обогащать его.

             Что дает интеграция предмета «Самопознание» и других дисциплин?  

       Основная цель интеграции: создание условий для формирования социально-ценностных, нравственно-психологических, социально-психологических, личностных, психофизических компетентностей при помощи тесного взаимодействия различных предметов школьной программы.

       Ш.А. Амонашвили отмечает: «Весь образовательный процесс должен быть пронизан уважением к личности и способствовать ее нравственному развитию».

Главное не обучение предмету, а духовно-нравственное развитие через изучение предмета.

Пути интеграции

1.     Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки.

2.     Знакомство с открытиями современной науки.

3.     Выявление общечеловеческих ценностей в содержании каждого учебного предмета.

Слушателями  краткосрочных  плановых курсах, выполняли  после  прослушивания данного  модуля, задание: разработать интегрированный  урок  с предметом «Самопознания».

Хотелось бы привести несколько примеров интегрированных уроков слушателей курса

Познание мира, 1 класс.

Тема: Друзья и вредители сада.

Божья коровка маленькая, польза от неё большая.

Вывод:Так и человек в жизни, чем больше он сделает маленьких дел, тем больше принесёт пользу обществу.

Математика, 1 класс.

Тема: Умеем решать уравнение   х + 20 = 40.

Вывод:В жизни тоже встречается неизвестное, не надо пугаться, можно всегда найти выход, если следовать определённым правилам.

География, 7 класс.

Тема: Жизнь в океане.

Распространение жизни в океане зависит от географической широты и глубины. Воды приполярных участков бедны животными из-за низкой температуры и длинной полярной ночи. В тёплый период в водах умеренных поясов обоих полушарий хорошо развиваются живые организмы.

Вывод:Чем холоднее сердце, тем больше отдалённость от общества (меньше друзей). Чем больше тепла мы отдаём окружающим, тем больше получаем.

Геометрия, 7 класс.

Тема: Точка, прямая, отрезок, луч, угол.

Отметьте три точки. Проведите все прямые, проходящие ч/з каждую пару этих точек. Сколько таких прямых можно провести?

Вывод:Идя по определённому пути, вырабатывается твёрдый характер, единство мысли, слова, дела.

В заключении следует особо подчеркнуть,что интеграция «образования для ума» и «образование для сердца» должна осуществляться комплексно,ведь уже само понятие «интеграция» подразумевает не просто арифметическую сумму признаков объединяющихся частей,а слияние в единое целое разума и сердца, которое приобретает новые признаки, новое, более высокое качество.

В заключении хочется привести слова Конфуция

«Человек по своей природе добр, полное раскрытие человеческой природы происходит через образование».

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.     http://www.akorda.kz Официальный сайт Президента Республики Казахстан. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г.

 

2.     Государственный общеобязательный стандарт среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание». ГОСО РК 2.004.043.-2010»

 

3.     Мукажанова Р.А.,Омарова Г.А. Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе.Учебно-методическое пособие для учителей.-Алматы:ННПООЦ «Бөбек»,,2013.-96 с. «Самопознание» и другие учебные предметы возможности интеграции содержания и методов обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

Сагандыкова З.Б.,

                                       учитель самопознания

КГУ «Советская СШ им.У.М.Ахмедсафина"

                                  

                                Эссе на тему: «От успеха в школе- к успеху в жизни»

                                                 «Искусство спасет мир»                                                                       

Показатель школы- это успехи учащихся. В  КГУ «Советская СШ им У.М.Ахмедсафина это хорошо знают учителя и учащиеся. В  школе  24 учебных  кабинетов из  них 4 –нового поколения, один класс пред школьной подготовки и две группы мини-центра с  полным и неполным днем пребывания, пришкольный интернат на 25 мест, в котором живут и обучаются дети с окрестных сел и поселка Смирново. Центром информационных технологий является  медиатека школы, которая включает в себя зону отдыха, читальный зал , кинозал и абонемент

 

 b2ap3_thumbnail_1.png

Школа славится своим рейтингом по сдачи ЕНТ, на протяжении многих лет в тройке сильнейших и высокий процент государственных грантов. Так же ребята развиваются  и творчески.

 

В школе проходят внутри школьные мероприятия  согласно  плану с приглашением родителей, ветеранов педагогического труда, руководителей ТОО, где ребята показывают свое мастерство, свои творческие работы и талантливые концертные номера. Музыкальный руководитель  Изтаева Мадина Сильбековна со своим творческим коллективом учеников принимает участие в районных и областных конкурсах, где занимают призовые места .Каждый номер-это миниатюра, это сюжет исторического события, это детское озорство, это  откровение .Родители верят в таланты своих детей и поддерживают их начинания, помогают шить костюмы, находить аксессуары, организуют поездки на конкурсы.  Чувствуя такую поддержку со стороны учителей и родителей, дети, раскрываются и творчески и умственно. «Знание, творчество, талант» это их девиз.

 

b2ap3_thumbnail_2.jpg

 

 

 

b2ap3_thumbnail_3.jpg

0

 

                                                                                              Әке көрген, оқ жонар,

                                                                                              Ана көрген тон пішер.

                                                                                               қазақ мақалы.

 

Жас ұрпаққа сапалы біліммен бірге саналы тәрбие беру қай кезде де өзектілігін жоғалтқан емес. Қазір де солай. Арғы ата-бабаларымыз жас өренді елін, жерін сүюге үндеп, ұлттық салт-дәстүрмен сусындатуды мұрат тұтқан. Сол рухани үндеу бүгінгі күнге жеткізді. Жаңа ғасырлардың белесінде өзінің 20 жылдан асқан тарихында  қазақ елінің патриоттардың мекеніне айналуы өзгеге үлгі, өзімізге демеу. 

0

Мы должны построить общество, где ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствует высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности.

Всё это возможно только через постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность.

Н.А.Назарбаев

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

Мы рады приветствовать вас на нашей блог-площадке

Если у вас возникнут какие-либо вопросы по техническому обращению с блог-площадкой, прошу обращаться в этот блог (пост).