Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3

ТЕМА: Группа мастеров производственного обучения. 7-18.09.2015г.

Группа мастеров производственного обучения. 7-18.09.2015г. 4 года 1 нед. назад #129

  • Алексей Деревянкин
  • Алексей Деревянкин аватар
  • Вне сайта
  • Администратор
  • начальник отдела ИТ
  • Сообщений: 61
  • Спасибо получено: 54
  • Репутация: 13
Задания для СРС:
1. Сотрудничество учебных заведений ТиПО с рынком труда в контексте развития предпринимательства.
2. Стажировка на предприятиях - актуальность сегодняшнего дня.
3. Роль мастера производственного обучения в подготовке конкурентоспособных специалистов.
4. Внедрение дуальной системы обучения для профессионального становления студента в условиях социального партнерства.
5. Производственно-технические и педагогические требования к оборудованию учебных мастерских.
Берегите время, это единственный невосполнимый ресурс!
Администратор запретил публиковать записи.

Группа мастеров производственного обучения. 7-18.09.2015г. 4 года 1 нед. назад #132

СРС
Вложения:
Администратор запретил публиковать записи.

Группа мастеров производственного обучения. 7-18.09.2015г. 4 года 1 нед. назад #133

  • Екатерина
  • Екатерина аватар
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Сообщений: 1
  • Репутация: 0
Поддержка профессионального развития мастеров производственного обучения в современных условиях:

Воспитание молодого поколения всегда было и остается на сегодняшний день главной задачей государства и общества.
Мастер производственного обучения — педагог профессии и воспитатель будущих рабочих. Его главная задача — обеспечить подготовку компетентных специалистов, обладающих глубокими профессиональными знаниями, умениями и навыками, умеющих творчески применять их и осваивать новую технику и технологии. Мастер производственного обучения формирует у студентов профессиональные знания, умения и навыки; обучает их рациональным приёмам и способам выполнения работ, передовым формам организации труда, бережному расходованию ресурсов; обеспечивает высокое качество изготовления студентами продукции, соблюдение дисциплины, безопасности труда; осуществляет профессиональную подготовку к урокам и мероприятиям.
Деятельность мастера производственного обучения является очень ответственной, многосторонней и во многом складывается из личных качеств человека, его знаний, умений, навыков. От мастера требуется умелая организация учебного процесса, применение индивидуальных и групповых заданий, постоянное разнообразие в учебном процессе, что в конечном итоге должно привести к формированию из студента не только профессионала, но и прежде всего личности.
Мастер производственного обучения исполняет роль и куратора, и воспитателя, и наставника, и, конечно, просто близкого человека, к которому в любой момент можно обратиться и получить ответ на интересующий вопрос или просто попросить совета. Такое сочетание функций является самым эффективным средством в воспитательной работе. Благодаря этому студенты чувствуют защищенность, поддержку, которая, помимо всего прочего, сопровождается и главными задачами мастера — воспитательной и обучающей.
Естественно, успех невозможен без соответствующей педагогической подготовки, профессионального мастерства и развитых положительных личных качеств самого мастера.
В профессионально – техническом колледже, помимо изучения теоретической составляющей учебного процесса, студенты проходят и практику непосредственно по выбранной специальности. Мастер производственного обучения должен уметь сориентировать студента при возникновении каких-то трудностей. От мастера требуется постоянный контроль и наблюдение за прикрепленными к нему группами студентов.
Таким образом, нужно сказать, что мастер производственного обучения играет большую роль в воспитании и обучении молодого поколения, а именно – студентов профессионально – технического колледжа. Он принимает участие во всех стадиях производственного обучения: это включает в себя прием новых студентов, формирует учебную группу, методическую подготовку, и подготовку учебных материалов, и составление плана производственного обучения, и ряд других задач. Во главе всего вышеназванного стоит роль мастера как личности. Именно человеческие качества воспитателя способствуют эффективному или, наоборот, неэффективному воспитательному и образовательному процессу. Мастер должен быть примером для своих воспитанников, должен суметь найти подход к каждому из них. В этом и состоит успех воспитания и обучения.
Администратор запретил публиковать записи.

Группа мастеров производственного обучения. 7-18.09.2015г. 4 года 1 нед. назад #134

  • Раушангуль
  • Раушангуль аватар
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Сообщений: 1
  • Репутация: 0
Введение
Мастер производственного обучения – это учитель профессии и воспитатель будущих рабочих. Его главная задача — обеспечить подготовку конкурентоспособных рабочих, обладающих глубокими профессиональными знаниями и навыками, умеющих творчески применять их и осваивать новую технику и технологию.
Мастер п\о формирует у учащихся профессиональные знания и умения; обучает их рациональным приёмам и способам выполнения работ, передовым формам организации труда, бережному расходованию ресурсов; обеспечивает высокое качество изготовления учащимися продукции, соблюдение дисциплины, безопасности труда.
Мастер производственного обучения:
- обеспечивает полное и качественное выполнение учебной программы производственного обучения учебной группой и производственной практики;
- осуществляет тематическое и производственное планирование;
- подготовит, планирует, проводит занятия в учебных мастерских, лабораториях.
Мастер производственного обучения должен:
- обладать высокой степенью профессиональной компетентности;
- постоянно совершенствовать свои знания и умения;
- заниматься самообразованием;
- обладать многогранностью интересов и вызывать интерес к своему предмету;
- владеть культурой речи, четко, грамотно, содержательно, ярко и убедительно излагать учебный материал;
- быть заинтересованными в успехах учащихся.
Деятельность мастера производственного обучения направлена на разработку гибких индивидуализированных программ, создание теплой, эмоционально-безопасной атмосферы в учебной группе, проявлении уважения к индивидуальности учащегося, поощрении творчества и работы воображения, стимулирование умственных процессов. Уровень педагогической компетентности мастера производственного обучения в значительной мере определяет качество подготовки учащихся, будущих рабочих современного производства: мобильных, конкурентоспособных, готовых к эффективной работе.
Важным направлением в работе мастера производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.
Эффективность обучения и воспитания учащихся в значительной степени зависит от сотрудничества мастера производственного обучения и преподавателя. Причем, как показывают наблюдения, уровень этого сотрудничества непосредственно отражается на отношении учащихся к профессиональной и общеобразовательной подготовке, общественным делам. Взаимодействие педагогов, их пример оказывают сильное влияние на учащихся, так как в учебную группу приходят подростки с разными характерами, интересами и с разным отношением к учебе. При совместной работе мастера производственного обучения и преподавателя, можно выделить некоторые направления их педагогической деятельности:
- изучение учащихся и формирование ученического коллектива;
- планирование учебной и воспитательной работы, проведение воспитательных мероприятий;
- выработка общей педагогической позиции и единых требований к деятельности учащихся;
- систематический и объективный обмен информацией о деятельности и поведении воспитанников.
Положительный опыт совместной деятельности мастера производственного обучения и преподавателя отражает такие педагогические закономерности, как глубокая заинтересованность педагогов в учащихся, стремление быть нужным каждому учащемуся, желание привить ему интерес и любовь к профессии, воспитать его хорошим специалистом. Совместная работа преподавателя и мастера позволяет развивать творческие качества личности: целеустремленность; решительность; требовательность; независимость; энергичность; практичность; принципиальность; коммуникабельность; интеллигентность; конкурентоспособность. Не менее важное значение играет высокая степень творческого сотрудничества преподавателя и мастера производственного обучения при проведении недели по специальности. Целью этого мероприятия является содействие профессиональному становлению личности учащихся, ее развитию и саморазвитию, формирование интереса и готовности к работе в системе производства. Результатом недели являются представленные группой своей профессии в виде: газет, решение кроссвордов, тестов, изготовление творческих изделий, выставка творческих работ учащихся.
Развитие технического мышления учащихся начинается на уроках специальной технологии, где перед воспитанниками преподаватель ставит определенные творческие задачи, которые на уроках производственного обучения заканчиваются воплощением творческого образа, идеи в материальную, предметную форму в зависимости от уровня сложности. Непременным условием для нормального процесса обучения учащихся профессии является полное и своевременное обеспечение их рабочих мест материалами, инструментами, приборами.
Кроме профессионально важных качеств будущего специалиста, огромное значение имеет развитие творческих способностей человека, которые и позволят выпускникам стать конкурентоспособными, быстро адаптироваться к изменившимся экономическим условиям.
Творчество предполагает поиски новых, оригинальных путей решения тех или иных задач. Изучение окружающей действительности во время производственного обучения и в ходе экскурсий в мастерские дает будущим специалистам материал для сравнения, побуждает к творческому поиску. На уроках производственного обучения должно присутствовать взаимное творчество мастера и учащихся, а это прежде всего способствует возникновению между ними доверия, заинтересованности ученика и его веры в успех. Для развития технического творчества учащихся в системе НПО необходимо:
1. Разнообразить формы и методы теоретического и производственного обучения.
2. Создать материально-техническую базу отвечающую современным
требованиям.
3. Активизировать познавательную активность учащихся.
4. Формировать профессиональные умения и навыки учащихся в период обучения и во внеурочное время.
На этапе профессионального самоопределения развитие творческих способностей учащихся происходит в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Учащиеся, обладающие способностью к обучению, вовлечены в деятельность, где проявляется их самостоятельность, мышление, инициатива.
Профессиональное становление личности невозможно без творческого подхода.
Конкурентоспособность рабочего это:
- компетентность и профессиональная мобильность;
- целеустремленность и уверенность в своих силах;
- предприимчивость и деловитость;
- эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.
Квалифицированный рабочий сегодня – это конкурентоспособный рабочий.





Мастер производственного обучения - учитель и воспитатель молодежи
Для того чтобы быть (стать) квалифицированными педагогами, воспитателями, преподаватель, мастер производственного обучения должны иметь четкую личностно-профессиональную позицию, проявляющуюся в этических и психолого-педагогических установках. Особо важными из них являются следующие: отношение к обучающимся, учащимся - установка на понимание, сопереживание, на относительную их независимость и самостоятельность, на выявление и использование их творческого потенциала;
отношение педагога к самому себе - установка на заинтересованность в успешной учебно-воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личностный рост и самоанализ, самосовершенствование.
Важнейшим требованием к мастеру производственного обучения как к учителю профессии является его профессионализм. Реальные знания и умения, производственный и жизненный опыт может передать своим воспитанникам только тот мастер, который сам в совершенстве владеет профессиональным мастерством. Влияние мастера только тогда будет эффективным, когда учащиеся будут чувствовать, что их учит настоящий профессионал своего дела. Мастер для учащихся - это прежде всего представитель избранной профессии, образец для подражания. С его мастерством они всегда сравнивают свои успехи, усилия в освоении профессии. И очень важно, чтобы мастер был в этом смысле настоящим образцом.
В связи с профессиональным мастерством мастера уместно привести образное высказывание А.С. Макаренко: «Вы можете быть с ним сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, можете даже не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то ... не оглядывайтесь: все они на вашей стороне, и они не выдадут. Все равно, в чем проявляются ваши способности, все равно, кто вы такой - столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист».
Профессиональное мастерство мастера не может ограничиваться только рамками программы, его знания, умения должны быть значительно шире и глубже. Например, специфика работы мастеров производственного обучения технических профессий состоит в том, что им, кроме обучения учащихся, постоянно приходится иметь дело с наладкой, регулировкой, ремонтом, монтажом сложных машин и механизмов, приборов, аппаратов, установок в учебных мастерских и лабораториях учебного заведения, обслуживать сложную проекционную технику, тренажеры и другие технические средства обучения. Мастера руководят кружками технического творчества учащихся, совместно с преподавателями конструируют и руководят изготовлением автоматизированных устройств, электрифицированных пособий, репетиторов и экзаменаторов, средств обучения с применением персональных компьютеров. Поэтому очень важно, чтобы каждый мастер, независимо от основной профессии, наряду с навыками обслуживания своего оборудования, умел выполнять слесарные, электромонтажные работы, хорошо знал практическую электротехнику, радиоэлектронику, основы теории решения изобретательских задач, светотехнику, мог налаживать проекционную аппаратуру и другие технические средства. Это в значительной степени помогает мастеру более тесно увязывать производственное обучение с теоретическими знаниями учащихся, поднимает его авторитет как среди учащихся, так и в педагогическом коллективе.
Подобные требования к деловым качествам характерны и для мастеров производственного обучения профессиям других отраслей.
Следующим по важности требованием к мастеру производственного обучения как учителю и воспитателю является его педагогическая эрудиция, уровень знаний педагогики, педагогической психологии, общей и частичной методики производственного обучения. Педагог, не владеющий этими знаниями, использует различные методические рекомендации и установки, описания передового опыта как готовые, застывшие рецепты и жесткие алгоритмы, что никогда не приводит к ожидаемому результату, не стимулирует творческого подхода к педагогической деятельности.
Успешность педагогической деятельности в значительной степени определяется наличием у мастера производственного обучения педагогических способностей и умений: развивать у учащихся любознательность; сплачивать учащихся вокруг себя; понимать их, вести за собой; завоевывать их абсолютное доверие; осуществлять объективный контроль не только за формированием знаний, умений и навыков, но и за тем, насколько эффективно они применяются; быть образцом смелости, выдержки, настойчивости, способности убеждать и др. Этот перечень можно было бы продолжить, но в этом нет необходимости, так как каждая педагогическая ситуация неповторима и требует своего педагогического подхода. Однако можно вычленить группы умений, которыми должен обладать каждый педагог как учитель и воспитатель. К ним следует отнести: дидактические - умения передавать учащимся содержание изучаемого материала в доступной для них форме, ясно, четко, понятно и интересно, возбуждая у них активную самостоятельную мысль и познавательный интерес; умение ярко, доходчиво, убедительно демонстрировать трудовые приемы и способы работы, эффективно организовать упражнения и самостоятельную работу учащихся; объективно оценивать учебные успехи учащихся; использовать оценку в качестве средства повышения эффективности обучения; коммуникативные - умения, помогающие устанавливать с учащимися нормальные деловые взаимоотношения на основе учета их возрастных и индивидуальных особенностей; педагогический такт;
перцептивные - умения проникать во внутренний мир учащегося, адекватно воспринимать и понимать его психологию; тонкая наблюдательность, позволяющая понимать личность учащегося, его психические состояния и переживания.
Педагога-мастера своего дела - а к этому должен стремиться каждый мастер производственного обучения - отличает эмпатия - развитая способность понимать трудности своих учеников, способность, умение посмотреть на себя их глазами, понять пути их мышления, «механизм» их познания. Для этого необходимо иметь определенный душевный потенциал, чтобы суметь «опуститься» со своих высот, стать на место своих учеников, послушать себя как бы их ушами, постараться понять себя их умом. Если мастер желает и умеет понимать своих учеников, если он испытывает радость и внутреннее удовлетворение от учебно-воспитательной работы, значит, у него есть педагогическое призвание, он может стать хорошим учителем и воспитателем. Безразличие, равнодушие к окружающим, к учащимся - качества, противопоказанные педагогу. Лучшие мастера - это, как правило, эмоциональные, энергичные, жизнерадостные, активные люди, любящие свое дело и своих учеников, глубоко переживающие их успехи и неудачи.
Хорошими педагогами бывают, как правило, люди, отличающиеся богатством и полнотой чувств. Любовь к молодежи, призвание к педагогической деятельности, желание глубоко освоить профессию педагога - качества, присущие настоящим учителям.
В любви мастера к своим ученикам не может и не должно быть слепого обожания, всепрощенчества, мешающего видеть их недостатки. Любить учеников - значит верить в их способности, будущее, доверять им. Ведь часто бывает, что самые сложные, «трудные», недисциплинированные, своенравные, «ершистые» ребята, выведенные мастером «в люди», становятся его любимыми воспитанниками.
Говоря о личностных качествах мастера производственного обучения, нельзя обойти вниманием такие его моральные качества, как честность, правдивость, справедливость, незлопамятность, доброта. Если перед вами педагог-мастер, то знайте - это хороший во всех отношениях человек. Плохой в обычном житейском понимании человек не может и не сможет быть хорошим педагогом, даже если обладает совершенной педагогической техникой.
Одно из непременных важнейших качеств, которыми должен обладать мастер производственного обучения - учитель и воспитатель молодежи, - его нравственный облик, интеллигентность.
Интеллигентность - это не только проявление внешней культуры, начитанность, вежливость, но прежде всего определенное мировоззрение, система взглядов и проявлений личности. Это естественное состояние нравственного человека, сама нравственность. Особенно необходимо это качество учителю, воспитателю в наше время, когда так остро стоят проблемы формирования личности, нравственности, общечеловеческих ценностей подрастающего поколения.
Большое значение для успешной учебно-воспитательной деятельности мастера имеет высокий уровень общей культуры, его кругозор. Мастер должен быть знаком с лучшими произведениями художественной и научно-популярной литературы, искусства, знать и уметь петь молодежные песни, знать и уметь читать стихи, понимать музыку - без этого трудно работать с современной молодежью, отвечать на ее вопросы, давать квалифицированные советы, осуждать нежелательные увлечения и т. д.
Ни один предмет, в том числе и курс производственного обучения, нельзя вести, не привлекая данные смежных дисциплин, сведения, факты и примеры из повседневной жизни, из разных областей знаний. В этом проявляется так называемая педагогическая направленность ума, заключающаяся в том, что педагог невольно перерабатывает впечатления о природном, предметном и социальном мире как бы в ответ на вопросы: «А как об этом рассказать учащимся?», «А как это довести до сознания воспитанников?», «В каком месте процесса обучения об этом целесообразно сообщить?» и т. п. И это происходит в сознании педагога не только в так называемое «рабочее время», но и на отдыхе, практически всегда.
Мастерами педагогического труда, как правило, становятся и являются педагоги, у которых аналитический, поисковый, в определенней степени теоретический склад мышления. Они всегда стараются быть в курсе достижений педагогической науки, передовой педагогической практики, интересуются педагогической литературой, стараются искать новое и использовать в своей работе. Педагог, мастер производственного обучения, довольствующийся тем, чего он достиг, не стремящийся к совершенствованию, застывший в своем «ремесле», никогда не станет мастером педагогического труда, даже если у него внешне все благополучно.
Умелый педагог должен обладать критичностью мышления, быть способным подвергать сомнению свою деятельность, объективно оценивать себя и результаты своих действий, видеть собственные недочеты и просчеты. Здоровая неудовлетворенность своими успехами - признак если не состоявшегося, то будущего педагога-мастера. Велика радость, когда тебя хвалят. Но нужно уметь выслушивать критику, хотя это бывает подчас мучительно трудно. Однако педагогом не стать, если человек умеет слушать о себе только приятное. Ковровой дорожки в педагогике нет.
Любому педагогу, а мастеру производственного обучения в особенности, требуется большая выносливость нервно-психологической системы, так как нервная нагрузка в профессии педагога чрезвычайно высока. Особенно важны для педагога выдержка, способность к торможению, сочетающаяся с быстротой реакции, с находчивостью, эмоциональной уравновешенностью, умение владеть своими чувствами.
Специфика деятельности мастера производственного обучения в том, что он повседневно имеет дело с молодежью, для которой большое значение имеет спорт. Поэтому для мастера, особенно молодого по возрасту, личное участие в спортивной жизни учебного заведения, а тем более высокие спортивные достижения – непременное требование. Однако и мастеру в возрасте, который не может показать высоких спортивных результатов, следует всегда быть близким к спорту, спортивным делам своих воспитанников. Любой мастер может подготовить учащихся к участию в спартакиаде учебного заведения, мобилизовать их на активную борьбу за спортивную честь коллектива.
Каждая профессия требует физической выносливости, которую можно воспитать только при регулярных занятиях спортом, физкультурой. Физическая культура - это не только воспитание физической силы, выносливости, но и закаливание организма, предупреждение простудных и других заболеваний, важнейшая часть всестороннего развития личности.
Данные наблюдений свидетельствуют, что молодежь более охотно идет в учебные заведения, где хорошо поставлена спортивная работа, где любят спорт. А это далеко не последнее дело, и здесь важная роль принадлежит мастерам производственного обучения.
Слагаемые педагогического мастерства
Сложность работы мастера производственного обучения заключается в том, что ему часто приходится принимать решения учебного и воспитательного характера, которые не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. Педагогическая действительность ставит перед мастером новые вопросы ежедневно, ежечасно, и решать их ему приходится самому, полагаясь на собственные знания, педагогическое мастерство, опыт, интуицию.
Педагогическое мастерство - понятие комплексное. Это синтез разнообразных качеств личности педагога, его научных, технических, педагогических знаний и умений, позволяющих ему добиваться с помощью системы педагогических средств наилучших результатов в обучении, воспитании и развитии своих учеников.
Главным признаком педагогического мастерства является умение научить учащихся тому, что знает и умеет сам мастер. Педагогическое мастерство проявляется прежде всего в том, что мастер уверенно владеет эффективными способами обучения учащихся, умеет воспитывать у них положительные качества личности, уважение к своей будущей профессии, умеет учить преодолевать трудности на пути к достижению цели, в ответственности за результаты своей педагогической деятельности. Такой педагог имеет высокий авторитет у учащихся. Чем выше авторитет педагога, тем большее значение имеют его требования для учащихся.
Самое сложное и тонкое в педагогическом мастерстве педагога, мастера - психологическая направленность его действий и педагогических приемов (почему их применять, что это дает, почему эти, а не другие и т. п.). Педагогическое мастерство нельзя оценивать по отдельным занятиям, отдельным урокам, как «мастерство на час» - оно проявляется в системе работы мастера производственного обучения. Такое мастерство - не природный дар, хотя природные задатки, т. е. то, что называется склонностями, способностями, призванием к педагогической деятельности, во многом облегчают и способствуют овладению им. Педагогическое мастерство формируется и развивается в активном, творческом педагогическом труде на основе глубоких и разносторонних профессиональных знаний и умений, знаний педагогики, педагогической психологии, методики и организации обучения, умении применять их в практической деятельности.
Мастер производственного обучения, обладающий высоким педагогическим мастерством, умеет эффективно управлять учебным процессом. Он заранее продумывает и планирует свое педагогическое воздействие на учащихся, тщательно подбирает наиболее целесообразные учебно-производственные задания, учитывает особенности восприятия учащихся, возможные их затруднения и ошибки, намечает способы их предупреждения и устранения, заблаговременно готовит необходимое оборудование, материалы, приспособления, инструменты, документацию, рабочие места. Умелый мастер эффективно организует учебный процесс: применяет разнообразные методы обучения в комплексе, рационально сочетает коллективную, бригадную и индивидуальную работу учащихся в ходе занятий, правильно распределяет обязанности между учащимися, учитывает их индивидуальные возможности и способности.
При этом важно не только сформировать профессиональные умения, расширить и закрепить знания, но и научить учащихся самостоятельно их добывать и совершенствовать, анализировать, сопоставлять, корректировать, рационально применять для решения учебных и учебно-производственных задач, оперативно обновлять и пополнять.
Каждый мастер имеет, как говорят, свой «педагогический почерк», по-своему организует работу, добивается осуществления целей обучения и воспитания с помощью своей системы, проявляя присущий ему педагогический стиль.
Важнейшими показателями, критериями педагогического мастерства, влияющими на авторитет мастера у учащихся, на успешность его учебно-воспитательной деятельности, является педагогический такт мастера производственного обучения, а также его педагогическая техника, о чем подробно будет сказано ниже.
Педагогическое мастерство мастера тесно связано с его творческой активностью. Это ценнейшее качество любого специалиста, тем более педагога. Известный психолог Л.С. Выготский отмечал, что все выходящее за пределы рутины, в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу.
Педагогическое творчество не обязательно завершается «открытием» новых способов обучения - это чаще всего использование новых сочетаний уже известных методов, приемов и средств обучения, новые решения педагогических задач.
Для творчески работающих мастеров производственного обучения характерны следующие важнейшие качества:
обширные технические (профессиональные) и педагогические знания, способности быстро восстанавливать их в памяти;
постоянная и целенаправленная активность мысли и воли, развитое творческое воображение;
независимость суждений, основанная на вере в свои знания, профессиональное мастерство, свои силы, способности и возможности;
любознательность, сочетающаяся с хорошим вниманием и наблюдательностью;
умение быстро и всесторонне разобраться в сути дела, понять проблему, наметить пути ее решения;
развитая интуиция, способность в случайном факте, явлении найти опорную точку для творческого решения вопроса;
умение ставить себя на место учащихся, войти в их роль и решать педагогические задачи в соответствии с этой позицией;
трудолюбие, скромность, бескорыстие, высокое чувство ответственности.
Однако, высоко оценивания педагогическое творчество как важнейшее условие педагогического мастерства, необходимо иметь в виду, что оно не имеет ничего общего с педагогическим прожектерством. Искать, творить можно только при высокой общей педагогической эрудиции, творчески используя передовой педагогический опыт, проверенные жизнью традиции, не превращая их в отжившее и «старое».
Велика роль мастера в воспитании учащихся. Это достигается не только эффективным воспитательными воздействиями на учащихся, отличной организацией и проведением воспитательных мероприятий, но и рациональной организацией и методикой учебного процесса. Когда мастер удовлетворяется только правильным, но механическим исполнением учащимися его инструктивных указаний, воспитательное значение таких занятий сводится к нулю. Когда же учащиеся не только выполняют инструктивные указания мастера, не только действуют, но вдумываются в свои действия, вносят в свой труд элементы собственного новшества, «докапываются» до истины, задают вопросы, интересуются, высказывают свои суждения, воспитательный эффект таких занятий значительно повышается. Во всем этом также проявляется педагогическое мастерство мастера производственного обучения, его авторитет.
Одним из важных слагаемых педагогического мастерства, определяющих авторитет мастера, является умение его устанавливать и поддерживать правильные взаимоотношения с учащимися и с членами педагогического коллектива учебного заведения. Правильные взаимоотношения между мастером и учащимися - это прежде всего отношения доверительные, доброжелательные, основанные на взаимном сотрудничестве, когда уважение сочетается с требовательностью. Однако такие отношения должны быть результатом естественного признания учащимися нравственного и интеллектуального превосходства мастера; они, с одной стороны, создают возможности для положительного воздействия на личность, с другой – являются условием нормального педагогического процесса.
Умелого педагога во взаимоотношениях с учащимися отличают выдержка, большое терпение, целеустремленность, настойчивость. Опытный мастер больше учит, советует, убеждает, внушает, меньше понукает, приказывает, наставляет, выговаривает, одергивает.
Решающее значение для умения мастера устанавливать и поддерживать с учащимися хорошие деловые, принципиальные взаимоотношения имеет всестороннее знание каждого из них – их индивидуальных особенностей, характера, способностей и недостатков. Это одно из важных условий эффективной педагогической деятельности мастера. Опытный мастер обязательно найдет «чувствительную струнку» у каждого воспитанника и, тактично и методично «играя» на ней, добьется желаемого результата. Очень важно при этом упор делать на положительные качества личности учащихся.
Важнейшим воспитательным средством, фактором является личный пример мастера. Личный пример прежде всего проявляется во всех качествах, которые мастер формирует у своих учащихся в процессе производственного обучения: в трудолюбии, добросовестности, организованности, культуре труда, в безусловном соблюдении нравственных норм и правил, в творческом отношении к учебно-воспитательной деятельности.
Мастер, который пользуется у учащихся авторитетом, является для них примером во всем, на него равняются, по нему соизмеряют, все свои проявления; его слова, суждения являются для них критерием оценки добра и зла, справедливости и подлости, любви и ненависти.
Для того чтобы личный пример был действенным средством обучения и воспитания, мастер как учитель профессии на все свои действия должен смотреть сквозь призму воспитания. Такой подход - надежная гарантия нерасторжимого, действительно органического единства обучения и воспитания. Он ни на минуту не позволяет забыть мастеру, что каждый его шаг, каждое его действие - это воспитание, что нужно тщательно обдумать и взвесить, какой отклик найдут в душах его воспитанников этот шаг, это действие, какое влияние окажут на них.























Педагогический стиль, педагогический такт, педагогическая техника мастера
Эти слагаемые педагогического мастерства особо выделены в силу их исключительной значимости в педагогической деятельности мастера производственного обучения как учителя и воспитателя.
Педагогический стиль - это система педагогических средств и методических приемов, используемых мастером производственного обучения в учебном процессе и во взаимоотношениях с учащимися, характеризующая его педагогическую индивидуальность. Понятие «педагогический стиль» рассматривается обычно в двух взаимосвязанных аспектах: во-первых, применительно к стилю общения между педагогом и учащимися (межличностной), во-вторых, применительно к организации и методике процесса обучения (функционально-деловой).
Положительный педагогический стиль, как и педагогическое мастерство в целом, не является врожденным качеством, а формируется в процессе практической педагогической деятельности, а также педагогического самосовершенствования.
Выделяют следующие основные типы стилей педагогического общения:
демократический (или стиль дружеского расположения) – педагог стремится, чтобы каждый учащийся был самостоятельным и отвечал за свои действия перед коллективом, а не только перед ним. Его установка на отношения с учащимися - максимум доверия и уважения к ним, но не принуждение;
авторитарный (общение-дистанция) - во взаимоотношениях с учащимися способы воздействия основаны на подчинении. Педагог стремится к единоличному управлению группой и устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований. Превращение «дистанционного показателя» в основу педагогического общения резко снижает общий уровень успешности совместной работы педагога и учащихся;
либеральный - педагог весьма терпимо относится ко всем перипетиям жизни учебной группы, не вмешивается в дела учащихся без крайней необходимости, не проявляет особой инициативы в организации тех или иных дел. Разновидностью этого типа стиля общения является общение-заигрывание, свойственное для некоторых начинающих молодых педагогов, связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу - это стремление завоевать ложный, дешевый авторитет у учащихся, что противоречит требованиям педагогической этики.
В педагогической деятельности у каждого педагога, мастера производственного обучения эти стили проявляются по-разному, не в «чистом» виде, а в зависимости от ситуации.
Самым плодотворным является общение педагога с учащимися на основе использования идей «педагогики сотрудничества». В основе этого стиля, более подробно рассматриваемого в следующем параграфе, лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок, взаимодействие и сотрудничество педагогов и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Такой стиль общения отличал педагогическую деятельность А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, он характерен для деятельности лучших педагогов профессиональных учебных заведений.









































Заключение
Администратор запретил публиковать записи.

Группа мастеров производственного обучения. 7-18.09.2015г. 4 года 1 нед. назад #135

  • Наталья
  • Наталья аватар
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Сообщений: 1
  • Репутация: 0
Международный опыт в области социального партнерства

Вложение .doc не найдено

Администратор запретил публиковать записи.

Роль мастеров производственного обучения в подготовке конкурентоспособных специалистов 4 года 1 нед. назад #136

Мастер производственного обучения является педагогическим работником образовательного учреждения начального профессионального образования, осуществляющим производственное обучение, контроль прохождения учащимися производственной практики на предприятии, трудовое и профессиональное воспитание учащихся в период производственного обучения. При выполнении обязанностей условия труда приближены к условиям реального производства. Действуют все профессиональные вредности.
Мастер производственного обучения обеспечивает выполнение учебного плана и программ производственного обучения, соблюдение норм и правил безопасного ведения работ учащимися в период производственного обучения и производственной практики, отвечает за качество профессиональной подготовки учащихся, выпускаемой продукции в процессе производственного обучения.
Мастер производственного обучения должен быть примером высокого профессионального мастерства, добросовестного отношения к работе и собственности училища, примером для учащихся в поведении на работе и в быту, проявлять педагогический такт в обращении с ними, быть требовательным и справедливым, с уважением относиться к личности учащегося, уметь выявлять и развивать его положительные качества и профессиональные навыки.















«Роль мастера производственного обучения в подготовке конкурентоспособных специалистов»

Мастер производственного обучения – это учитель профессии и воспитатель будущих специалистов. Его главная задача — обеспечить подготовку конкурентоспособных специалистов, обладающих глубокими профессиональными знаниями и навыками, умеющих творчески применять их и осваивать новую технику и технологию.
Мастер производственного обучения формирует у учащихся профессиональные знания и умения; обучает их рациональным приёмам и способам выполнения работ, передовым формам организации труда, бережному расходованию ресурсов; обеспечивает высокое качество изготовления учащимися продукции, соблюдение дисциплины, безопасности труда.
Мастер производственного обучения:
- обеспечивает полное и качественное выполнение учебной программы производственного обучения учебной группой и производственной практики;
- осуществляет тематическое и производственное планирование;
- подготовит, планирует, проводит занятия в учебных мастерских, лабораториях.
Мастер производственного обучения должен:
- обладать высокой степенью профессиональной компетентности;
- постоянно совершенствовать свои знания и умения;
- заниматься самообразованием;
- обладать многогранностью интересов и вызывать интерес к своему предмету;
- владеть культурой речи, четко, грамотно, содержательно, ярко и убедительно излагать учебный материал;
- быть заинтересованными в успехах учащихся.

Деятельность мастера производственного обучения направлена на разработку гибких индивидуализированных программ, создание теплой, эмоционально-безопасной атмосферы в учебной группе, проявлении уважения к индивидуальности учащегося, поощрении творчества и работы воображения, стимулирование умственных процессов. Уровень педагогической компетентности мастера производственного обучения в значительной мере определяет качество подготовки учащихся, будущих рабочих современного производства: мобильных, конкурентоспособных, готовых к эффективной работе.
Важным направлением в работе мастера производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.
Эффективность обучения и воспитания учащихся в значительной степени зависит от сотрудничества мастера производственного обучения и преподавателя. Причем, как показывают наблюдения, уровень этого сотрудничества непосредственно отражается на отношении учащихся к профессиональной и общеобразовательной подготовке, общественным делам. Взаимодействие педагогов, их пример оказывают сильное влияние на учащихся, так как в учебную группу приходят подростки с разными характерами, интересами и с разным отношением к учебе. При совместной работе мастера производственного обучения и преподавателя, можно выделить некоторые направления их педагогической деятельности:
- изучение учащихся и формирование ученического коллектива;
- планирование учебной и воспитательной работы, проведение воспитательных мероприятий;
- выработка общей педагогической позиции и единых требований к деятельности учащихся;
- систематический и объективный обмен информацией о деятельности и поведении воспитанников.

Положительный опыт совместной деятельности мастера производственного обучения и преподавателя отражает такие педагогические закономерности, как глубокая заинтересованность педагогов в учащихся, стремление быть нужным каждому учащемуся, желание привить ему интерес и любовь к профессии, воспитать его хорошим специалистом. Совместная работа преподавателя и мастера позволяет развивать творческие качества личности: целеустремленность; решительность; требовательность; независимость; энергичность; практичность; принципиальность; коммуникабельность; интеллигентность; конкурентоспособность. Не менее важное значение играет высокая степень творческого сотрудничества преподавателя и мастера производственного обучения при проведении недели по специальности. Целью этого мероприятия является содействие профессиональному становлению личности учащихся, ее развитию и саморазвитию, формирование интереса и готовности к работе в системе производства. Результатом недели являются представленные группой своей профессии в виде: газет, решение кроссвордов, тестов, изготовление творческих изделий, выставка творческих работ учащихся.
Развитие технического мышления учащихся начинается на уроках специальной технологии, где перед воспитанниками преподаватель ставит определенные творческие задачи, которые на уроках производственного обучения заканчиваются воплощением творческого образа, идеи в материальную, предметную форму в зависимости от уровня сложности. Непременным условием для нормального процесса обучения учащихся профессии является полное и своевременное обеспечение их рабочих мест материалами, инструментами, приборами.

Кроме профессионально важных качеств будущего специалиста, огромное значение имеет развитие творческих способностей человека, которые и позволят выпускникам стать конкурентоспособными, быстро адаптироваться к изменившимся экономическим условиям.
Творчество предполагает поиски новых, оригинальных путей решения тех или иных задач. Изучение окружающей действительности во время производственного обучения и в ходе экскурсий в мастерские дает будущим специалистам материал для сравнения, побуждает к творческому поиску. На уроках производственного обучения должно присутствовать взаимное творчество мастера и учащихся, а это прежде всего способствует возникновению между ними доверия, заинтересованности ученика и его веры в успех.
Для развития технического творчества учащихся в системе НПО необходимо:
1. Разнообразить формы и методы теоретического и производственного обучения.
2. Создать материально-техническую базу отвечающую современным
требованиям.
3. Активизировать познавательную активность учащихся.
4. Формировать профессиональные умения и навыки учащихся в период обучения и во внеурочное время.

На этапе профессионального самоопределения развитие творческих способностей учащихся происходит в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Учащиеся, обладающие способностью к обучению, вовлечены в деятельность, где проявляется их самостоятельность, мышление, инициатива.

Профессиональное становление личности невозможно без творческого подхода.

Конкурентоспособность специалистов это:
- компетентность и профессиональная мобильность;
- целеустремленность и уверенность в своих силах;
- предприимчивость и деловитость;
- эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.


Квалифицированный специалист сегодня – это конкурентоспособный специалист.
Администратор запретил публиковать записи.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3