Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: «Психолого-педагогическое сопровождение профилактической работы с учащимися в период подготовки и сдачи экзамена.»

«Психолого-педагогическое сопровождение профилактической работы с учащимися в период подготовки и сдачи экзамена.» 3 года 2 мес. назад #1377

  • Лариса
  • Лариса аватар
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Сообщений: 2
  • Репутация: 0
Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
« Институт повышения квалификации педагогических работников по СКО»









Самостоятельная работа слушателя
на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профилактической работы с учащимися в период подготовки и сдачи экзамена.»









Выполнила: Смагулова Л.В.
Проверила: Абишева Д.О
Оценка работы:
Подпись:













Петропавловск 2016 год


Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Характеристика экзаменационного стресса…………………………...............4


правополушарные дети…………….………………………………………….5
дети – синтетики
аудиалы и кинестетики………………………………………………………..6
тревожные дети……………………………………………………..................7
неуверенные дети
дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации…...8
перфекционисты и «отличники»……………………………………………..9
астеничные дети……………………………………………………………….10
гипертимные дети……………………………………………………………..11
«застревающие» дети
Практические рекомендации для родителей…………………………………12

Практические рекомендации детям, сдающим экзамен

Программа психолого-педагогических мероприятий, направленных на
поддержку учащихся в период подготовки к экзаменам и на профилактику
экзаменационного стресса. Практические рекомендации для
классных руководителей и школьных психологов...........................................23

Заключение…………………………………………………………………….33



















Введение

Понятие «стресс» давно и прочно вошло в повсе¬дневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслуши¬ваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телеви-зоров; знаем, что к нему приводит обилие информа¬ции. А что же это такое — стресс?
«Современный словарь по психологии» лаконично определяет стресс как состояние психического напря¬жения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях. Емкое определение дают американские пси¬хологи: «Негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в со¬стоянии справиться с требованиями ситуации».
«Тибетская медицина,- пишет английский психотерапевт М. Джордж (1998), объясняет состояние стресса дисба¬лансом трех жидкостей в организме. Страх вызывает повышение кровяного давления, тревога приводит к из¬бытку желчи, усталость и депрессия — лимфы».
Знаменитый канадский исследователь Ганс Селъе рассматривал стресс как реакцию на изменение обсто¬ятельств. В своем развитии стресс проходит опреде¬ленные стадии, которые Селье объединял в три основ¬ные группы. Первая (стадия тревоги) в преддверии сложной ситуации характеризуется общим возбужде¬нием, мобилизацией имеющихся ресурсов. Сердце в такие моменты начинает биться чаще, интенсивнее по-ставляя в мышцы кровь, в которую для дополнительной энергии вбрасывается сахар. Пищеварение временно сдерживается. Может участиться мочеиспускание.
В состоянии «предстартовой готовности», как прави¬ло, человек не может находиться долго, так как устает весь его организм.
По мере развития и продолжения стрессовой ситу¬ации наступает вторая стадия — стадия сопротивления (резистентности), когда человек, адаптируясь к обсто¬ятельствам, функционирует в оптимальном режиме. Эта стадия может продолжаться сравнительно долго. Од¬нако способность организма приспосабливаться к стрессовой ситуации не безгранична.
По мере сокращения адаптационных ресурсов (если стресс слишком силен или продолжителен) наступает третья стадия — стадия истощения. Ее признаки начи¬нают проявляться в эмоциональной, поведенческой и соматической сферах. К эмоциональным признакам стресса относятся тревога, апатия, раздражительность, психическая усталость. К - поведенческим — уклонение от ответственности и взаимоотношений, экстремальное поведение, пренебрежение к себе. К соматиче¬ским — ухудшение здоровья, истощение, чрезмерное употребление лекарств. Потеря возможности сопротив¬ления приводит к заболеванию, возникновению психо¬логической травмы.
Не следует считать, что стресс способна вызвать толь¬ко вооруженная схватка, поражение в спортивном со¬стязании или потеря ключей от дома. В повседневной жизни он чаще возникает из-за прессинга, психологи-ческого давления, действующего на человека в тече¬ние определенного времени (дети — не исключение). Чаще всего это может быть вызвано необходимостью выполнить работу в фиксированные временные рамки («До конца урока осталось 15 минут, после звонка ра¬боты не принимаю!»). На ребенка большое психологи¬ческое давление часто оказывают взрослые: «Смотри, не подведи нас!» или «Мы в твои годы...» Стремясь со¬ответствовать их ожиданиям, ребенок находится в по¬стоянном опасении оказаться неуспешным. До 40% всех факторов, ухудшающих условия суще¬ствования детей, «на совести» школы. Стресс практи¬чески стал основой школьного обучения. Эту проблему в последние годы признали, кажется, все — и педагоги, и родители, и психологи, и чиновники. По данным Ин¬ститута возрастной физиологии , в школу приходят около 20% детей с нарушениями психического здоро¬вья пограничного характера, а уже к концу первого клас¬са их оказывается 60-70%. Ведущую роль в таком быс¬тром ухудшении здоровья детей играет именно школь¬ный стресс.
Как правило, обучающиеся не в состоянии осмыслить то об¬стоятельство, что они переживают стресс. Об этом мо¬гут сигнализировать их поведение, самочувствие, об¬щий фон настроения. Взрослые часто не замечают по-добных «мелочей». Однако повседневный школьный стресс со временем превращается в настоящую про¬блему и грозит разрушением здоровья, ухудшением ус¬певаемости, нарушениями в поведении ребенка не только в стенах школы, но и вне их. Школа сегодня рас¬полагает возможностью вести профилактическую ан¬тистрессовую работу, привлекая к участию в ней родителей учащихся и специалистов других служб.

Характеристика экзаменационного стресса. Чрезвычайно большим напряжением организма школьников отмечен период подготовки и сдачи экзаменов. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушения режима отдыха и сна, эмоциональные переживания – все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость растущего организма. Среди факторов, связанных с экзаменационной деятельностью и являющихся вероятными причинами усиления эмоционального напряжения, можно указать такие, как необходимость уложить ответ в относительно жесткий лимит времени или система случайного выбора билетов, выделяющих отдельные разделы учебной дисциплины, что вносит элемент некоторой непредсказуемости результатов, и др.
В медицинской литературе существует точка зрения, что до 90% всех
заболеваний могут быть связаны со стрессом.

Для детей с высоким уровнем тревожности целесообразно снижать значимость экзаменационной оценки. Также для многих школьников отличный психогигиениче¬ский эффект могут оказать аутогенная тренировка или ее от¬дельные компоненты, например, произвольная регуляция дыха¬ния, мышечная релаксация и др.

После экзамена использовались бодрые и четкие ритмические эстрадные мелодии. Уровень звукового дав¬ления транслируемой музыки находился в пределах 45—50 дБ, Как показали исследования, проведенные среди студентов, по¬ложительно оценивали музыку перед сдачей экзаменов 73 из 189 опрошенных, а после экзаменов — 95,2%. Исследование ря¬да показателей функционального состояния учащихся показа¬ло, что применение функциональной музыки в день экзаменов снижает нервное эмоциональное напряжение, предупреждает признаки переутомления и сокращает период нормализации функционального состояния организма после экзамена.
Аналогичные результаты были получены и американскими исследователями. По их данным, под влиянием музыки умень¬шается прирост частоты сердечных сокращений и АД во время экзаменов. При этом лучший результат давала классическая музыка по сравнению с джазо¬вой.
Исследователи рекомендуют включать музыкальные переда¬чи непосредственно во время экзаменов.
Гигиенические мероприятия по профилактике эмоционально¬го напряжения едва ли будут иметь законченный вид, если оставить без внимания такой важный вопрос, как подготовка к экзаменам. В преддверии экзаменационного периода должны проводиться основные психогигиенические мероприятия, на¬правленные на уменьшение экзаменационного стресса.
Во время подготовки к экзаменам "режим школьников не должен отходить от обычного распорядка дня, установившего¬ся на протяжении учебного года.
Для повышения устойчивости к воздействию стрессовых факторов следует в период экзаменов обращать особое внима¬ние на питание школьников. Рекомендуется хорошо сбаланси¬рованный, разнообразный пищевой рацион с относительно вы¬соким содержанием белка. В экзаменационный период целесообразно витаминизировать пищу, акцентируя внимание на ас¬корбиновой кислоте и витаминах группы В.. В это время под¬ростки должны получать необходимое количество кальция, так как в условиях стресса в организме может развиваться отрицательный кальциевый баланс.
Во время подготовки к экзаменам важно организовать и поддерживать активный двигательный режим. Однако спортив¬ные занятия в этот период должны быть средней интенсивно¬сти, чтобы не вызывать физического переутомления учащихся. В этом отношении показаны ежедневные 30-минутные спортив¬ные игры, силовые упражнения и др.
При гигиеническом воспитании школьников существенное место должна занимать не только пропаганда оптимального распорядка, важности достаточно продолжительного сна и др., но и обучение рациональным способам снятия эмоционального напряжения.


ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ
Краткая психологическая характеристика
Правополушарными таких детей называют условно, ведущим у них, как у всех здоровых людей, являет¬ся левое полушарие, но у них зна¬чительно повышена активность пра¬вого полушария. У таких детей бо¬гатое воображение, хорошо разви¬тое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при не¬обходимости мыслить логическими категориями.
Основные трудности, возникающие при сдаче экзамена
Правополушарные дети могут ис¬пытывать затруднения при необхо-димости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно от¬влечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и тео¬ретических построениях. Как прави¬ло, они хорошо справляются с гума¬нитарными предметами, испытывая сложности с предметами естествен¬но-математического цикла. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкци¬ями, фактами, требует умения ана¬лизировать и сопоставлять различ¬ные факты. То есть деятельность, связанная с тестированием, «левополушарна» по своей сути.
Стратегии поддержки. На этапе подготовки. Чтобы учеб¬ный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно за¬действовать воображение и образ¬ное мышление: использовать срав¬нения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важ¬но проиллюстрировать примерами или картинками.
Во время экзамена. Правополушар¬ным детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях (заданиях типа А), сколько там, где требуется разверну¬тый ответ. Им это будет проще. Воз-можно, именно с таких заданий им стоит начинать, а уже потом перехо-дить к тестам множественного выбо¬ра (к заданиям типа В и С).

ДЕТИ - СИНТЕТИКИ.
Краткая психологическая характеристика.
Синтетический, или глобальный, стиль деятельности характеризует¬ся рядом типичных моментов. Дети-синтетики опираются в большей сте¬пени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют дета¬лям, потому что их интересуют об¬щие взаимосвязи.
Основные трудности
Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информа¬ции, делением материала на смыс¬ловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конс¬пекты, некоторые из них составля¬ют план уже после того, как работа написана. Синтетики редко концен¬трируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвя¬зи с другими, соотносить получен¬ные знания с личным опытом и мне¬ниями других.
При сдаче ЕНТ синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования кон-кретными фактами.

Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Очень важ¬но развивать у синтетиков анали¬тические навыки, учитывая, что об¬щий ход их деятельности — от об¬щего к частному. При изучении каж¬дой темы важно ее обобщить, вы¬делить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что сто¬ит обращать внимание в первую очередь?
Во время экзамена. В начале ра¬боты синтетикам стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознако-миться с их содержанием. Это помо¬жет им сориентироваться. Синтети¬кам может помочь составление об¬щего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе.
АУДИАЛЫ И КИНЕСТЕТИКИ.
Краткая психологическая характеристика.
Известно, что у человека три основные модальности восприятия аудиальная (слуховая), визуальная (зритель¬ная) и кинестетическая (тактильная). У каждого челове¬ка одна из этих модальностей является ведущей, опре¬деляющей доминирующий способ получения и перера¬ботки информации. Обучение в школе обычно включа¬ет опору все три модальности (устный рассказ, на¬глядное пособие, практическая работа), что в целом позволяет усваивать программу детям всех трех групп.
Основные трудности
В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы (особенно если экзамен проводится устно), ЕНТ имеет исключитель¬но визуальную форму. Это облегчает задачу для детей - визуалов, одновременно усложняя ее для детей — аудиалов и кинестетиков.
Стратегии поддержки.
На этапе подготовки. Необходимо, чтобы дети дан¬ных категорий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный мате¬риал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала.
Во время экзамена. Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. (Чтобы это никому не мешало, стоит продумать, в ка¬кое место класса лучше посадить такого ребенка.) В
случае затруднения можно рассказать им о том, в чем заключается суть задания. Им не требуется помощь в решении, им нужно просто помочь осмыслить суть за¬дания.
Кинестетики могут помогать себе простыми движе¬ниями (например, подвигать ногами под столом). Им также разрешить какую-то двигательную актив¬ность (например, выйти из класса).

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ.
Краткая психологическая характеристика.
Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую си-туацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызыва¬ет у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктан¬ты и т.д.).
Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Эти дети час¬то перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к су¬щественному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Они обычно задают множество уточняющих во¬просов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли.
Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя «посмотреть, пра¬вильно ли они сделали». Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.
Основные трудности
Ситуация экзамена вообще слож¬на для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕНТ для тревожного ребенка является отсут¬ствие эмоционального контакта с взрослым.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Для тревож¬ных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфор¬та на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезно¬сти предстоящего экзамена и зна¬чимости его результатов. Чрезмер¬ное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезор-ганизации их деятельности.
Задача взрослого — создание ситу¬ации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют под¬держивающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».
Во время проведения экзамена. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать раз¬личными невербальными способа¬ми: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы гово¬рит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращает¬ся за помощью: «Посмотрите, я пра¬вильно делаю?» - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».

НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ.
Краткая психологическая характеристика.
Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на соб¬ственное мнение, они склонны при¬бегать к помощи других людей. Не¬уверенные дети не могут самосто¬ятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверя¬ют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости са¬мостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домаш¬него задания).
Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собствен¬ную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.
Основные трудности
Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экза¬мена, поскольку им сложно опирать¬ся только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное реше¬ние. При сдаче Единого государ-ственного экзамена подобные дети испытывают дополнительные слож-ности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятель¬ный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных де¬тей крайне сложна.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Очень важ¬но, чтобы неуверенный ребенок по¬лучил положительный опыт приня¬тия другими людьми его личного
выбора. При работе с такими деть¬ми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций («Сначала реши простые задания, а потом пе-реходи к сложным»). Лучше предло¬жить выбрать ему самому и терпе¬ливо дождаться, когда он примет ре¬шение («Как ты думаешь, с чего луч¬ше начать: с простых или сложных заданий?»).
Во время экзамена. Неуверенного ребенка можно поддерживать про¬стыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уве¬рен, у тебя все получится», «Ты обя¬зательно справишься». Если ребенок никак не может приступить к выпол¬нению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не зна¬ешь, как начать? Как выполнять сле¬дующее задание?» - и предложить ему альтернативу: «Ты можешь на¬чать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?»
Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Пораз¬мысли хорошенько». Это только уси¬лит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.

ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ
И САМООРГАНИЗАЦИИ.
Краткая психологическая характеристика.
Обычно этих детей характеризу¬ют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко имеют место истин¬ные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети — это дети с низким уровнем произволь¬ности. У них сформированы все пси¬хические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации де¬ятельности очень низкий. У таких де¬тей часто неустойчивая работоспо¬собность, им присущи частые коле¬бания темпа деятельности. Они мо¬гут часто отвлекаться,
Основные трудности
ЕНТ требует очень высокой орга¬низованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на эта¬пе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморе¬гуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составле¬ние списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких де¬тей «быть внимательнее», посколь¬ку это им недоступно.
Во время экзамена. Таким детям требуется помощь в самоорганиза¬ции. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Возмож¬но также использование внешних опор. Например, ребенок может со¬ставить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть ли¬нейку на то задание, которое он сей¬час выполняет. Важно, чтобы ребе¬нок научился использовать эти опо¬ры на предварительном этапе, ина¬че на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ».
Краткая психологическая характеристика.
Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень вы¬сокой успеваемостью, ответствен¬ностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, они стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный мате¬риал. Перфекционисты очень чув¬ствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и получить соответству¬ющую (естественно, высокую!) оцен¬ку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и край¬не неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хоро¬шими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.
Основные трудности
ЕНТ для данной категории детей — это тот самый случай, когда вер¬ной оказывается пословица «Луч¬шее — враг хорошего». Им недо¬статочно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безо¬шибочно. Еще один возможный камень преткновения для них — это необходимость пропустить зада¬ние, если они не могут с ним спра¬виться.
Стратегии поддержки. На этапе подготовки. Очень важ¬но помочь таким детям скорректи¬ровать их ожидания и осознать раз¬ницу между «достаточным» и «пре¬восходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упраж¬нения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд.
Во время экзамена перфекционисту нужно помочь выбрать стра¬тегию деятельности и реализовать ее. Его можно спросить: «Какие за¬дания ты решил сделать?» и по не¬обходимости тактично вмешаться в его планы. В ходе экзамена мож¬но время от времени интересо¬ваться: «Сколько тебе еще оста¬лось?» - и помогать ему скоррек¬тировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующе¬му заданию».
АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ.
Краткая психологическая характеристика.
Основная характеристика астеничных детей — высокая утомля¬емость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп де¬ятельности и резко увеличивается количество ошибок.
Как правило, утомляемость связа¬на с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чи¬сто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому воз¬можности ее коррекции крайне ограничены.
Основные трудности
ЕНТ требует высокой работоспо¬собности на протяжении достаточно длительного периода времени (3 часа). Поэтому у астеничных де¬тей очень высока вероятность сни¬жения качества работы, возникно¬вения ощущения усталости.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыпол¬нимых требований, которым ребе¬нок не сможет соответствовать: «Не¬которые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух ча¬сов уже устал». Ребенок не притво¬ряется, просто таковы его индиви¬дуальные особенности.
Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психонев¬ролога или невропатолога о возмож¬ности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сбо¬ров.
Во время экзамена астеничным детям требуется несколько переры¬вов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятель¬ность и на какое-то время останав¬ливаются. Им по возможности луч¬ше организовать несколько корот¬ких «перемен» (отпустить в туалет и т.п.).




ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ.
Краткая психологическая характеристика.
Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, ак¬тивные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собствен¬ных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результатив¬ности. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, со¬бранности и аккуратности, зато прекрасно справляют¬ся с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных до¬стижений, сниженная учебная мотивация.
Основные трудности
Процедура ЕНТ требует высокой собранности, кон¬центрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они, как правило, об-ладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Очень важно не пытаться изме¬нить темп деятельности, особенно с помощью инструк¬ций типа «Не торопись». Он все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо раз¬вивать у таких детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения за¬дания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Кро-ме того, необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕНТ.
Во время экзамена. Гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконт¬роля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны.

«ЗАСТРЕВАЮЩИЕ» ДЕТИ.
Краткая психологическая характеристика.
Таких детей характеризует низкая подвижность, низ¬кая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Они осно¬вательны и зачастую медлительны. Еще одна их осо-бенность заключается в том, что им требуется длитель¬ный ориентировочный период при выполнении каждо¬го задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше.
Основные трудности
Процедура ЕНТ требует высокой мобильности: необ¬ходимо быстро переключаться с одного задания на дру¬гое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять труд-ность для «застревающих» детей.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки. Навык переключения трениро¬вать довольно сложно, но вполне реально научить ре¬бенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут». Такие упражнения помо¬гут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени можно по¬тратить на каждое задание на экзамене.
Во время экзамена. Задача взрослого — по мере воз¬можности, мягко и ненавязчиво помогать таким детям пе¬реключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя их торо¬пить, от этого темп деятельности только снижается.
Практические рекомендации для родителей.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить, и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий), большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов.
Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
• пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
• внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ, и торопятся его вписать);
• если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
• если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Практические рекомендации ученикам, сдающим экзамен.
Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
Составь план занятий. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.
Тысячи различных циклов совершаются ежедневно в клетках, тканях и органах человеческого организма. Одни достигают своего максимума утром, другие днем, третьи вечером, но все они взаимосвязаны.
7.00.- 8.00. - подъем. Лучший способ поддерживать ритмы организма неизменными - это соблюдать твердый режим. Особенно это касается утреннего подъема.
Утром для синхронизации ритмов достаточно пятнадцатиминутного воздействия солнечных лучей, пусть даже пробивающихся сквозь облач-ность, или даже искусственного света той же интенсивности.
Яркий свет способен оказывать на организм стимулирующее действие в любое время дня. Повысив уровень освещенности в собственном доме, на рабочем и учебном месте, можно добиться большей концентрации внимания и улучшения настроения.
Поднятию общего тонуса утром способствует также разумная физическая нагрузка, повышающая температуру тела, и немного белковой пищи на завт¬рак. Хорошо отдохнувший за ночь организм находится на пике бодрствования и в дополнительной энергии от кофе не нуждается.
9.00. Утренние часы лучше всего подходят для решения сложных задач, требующих творческого мышления: таких, как планирование, организация, редактирование и так далее.
11.00. Пик умственной активности - идеальное время для деловых встреч. В этот час наиболее эффективно работает кратковременная память. Именно сейчас стоит просмотреть свои записи оратору перед речью, преподавателю перед лекцией, студенту перед экзаменом.
12.00. Лучшее время для принятия сложных решений.
13.00.-14.00. Надо пообедать. Мясо, рыба, птица и другие белковые продукты для пищеварения легче, чем продукты, богатые углеводами. Кроме того, под действием пищеварительных ферментов белки преобразуются в допамин — вещество, стимулирующее мозг, а углеводы способствуют выработке серотонина - естественного успокоительного. Количество съеденной пищи также влияет на способность концентрации внимания. Чем питательнее обед, тем больше после него допускают ошибок в работе, требующей постоянного внимания. Попытка же совсем отказаться от обеда приводит к снижению работоспособности, появлению напряженнос¬ти и беспокойства.
14.00. Самое время помечтать. Большая часть фантазий приходится на послеполуденное время. И сделать перерыв, особенно работникам, ответственным за чужие жизни.
14.00.-15.00. В это время большинство людей испытывают кратковременную сонливость, независимо от того, насколько плотным был обед и был ли он вообще. Недосыпание, скучная работа, обед, богатый угле¬водами, и употребление
Администратор запретил публиковать записи.
  • Страница:
  • 1